Большие трещины в русском доме

Общество
«Нефть России», 15.01.15, Москва, 21:45    Диму Никитина (Артем Быстров) вызывают для починки трубы в обветшалом общежитии. На месте он узнает, что покрытое трещинами сверху донизу здание готово вот-вот развалиться на части. Если бы он спокойно вернулся к жене и ребенку, то продолжил бы и дальше жить своей жизнью. Однако этот чистосердечный гуманист убежден, что ему нужно поставить в известность городские власти. В рядах номенклатуры начинается паника, - пишет швейцарское издание Le Temps.
 
В тот момент все начальство собирается на 50-летие мэра Нины Галагановой (Наталья Суркова). Залившиеся водкой чиновники оказываются один коррумпированнее другого. Руководство полиции, пожарной службы, больниц и строек жирует. Вместо капитального ремонта они замазали все толстым слоем краски и прикарманили оставшиеся деньги. Очень скоро волки вцепляются друг другу в глотки, а жизнь стремящегося помочь сантехника не стоит и ломаного гроша...
 
Прежде всего, «дурак» означает «идиот», которым в духе Достоевсковского, безусловно, является Дима Никитин, против воли ставший героем в этой причудливой и мрачной картине. Кроме того, точно так же называется и карточная игра, главная цель которой — как можно быстрее избавиться от своих карт: Нина Галаганова, ее муж и их прихлебатели перекладывают вину друг на друга.
 
Печальное зрелище
 
«Дурак» стал третьей полнометражной работой Юрия Быкова (после картин «Жить» и «Майор»). Он также написал сценарий и музыку к фильму. Картину высоко оценили на кинофестивале в Локарно, где Артем Быстров получил «серебряного леопарда» за лучшую роль. «Дурак» рисует масштабную картину российской бюрократии и оказывается не менее мрачным, чем изображенное Андреем Звягинцевым в «Левиафане».
Кадр из фильма «Дурак»
 
У «Дурака», безусловно, есть глубокая метафорическая сторона. Однако воспитанный на социальном кино СССР и США 1970-х годов молодой режиссер ставит повествование выше формального поиска, хочет добиться от зрителя понимания и искренних чувств, предпочитает показывать развитие конфликта интересов, а не просто осуждать социальный раскол.
 
Он раскрывает невероятно человечных в своей низости и хрупкости персонажей. Взять хотя бы ту же Галаганову, вышедшую из того самого народа, который она сейчас бессовестно грабит. Эта полная и ярко одетая царица получает по физиономии от своего мужа, еще большего негодяя, чем она сама. Пока все хорошо, из нее тянут соки, но как только возникают проблемы, на нее вешают всю вину.
 
Пролетариат выглядит едва ли привлекательней элиты: в шатающемся здании живет сборище пьяного быдла и злых детей, которые нюхают клей.
 
Неумолимый нигилизм
 
«В моем фильме представлена русская жизнь, — объясняет Юрий Быков. — Не прошлое, а человеческие отношения в том виде, в каком они существуют веками». Как бы то ни было, режиссер не согласен с тем, что его фильм пессимистичен. Ведь простой сантехник делает все, чтобы добиться своего, и «это самое главное».
 
Сантехник Никитин лишается всего - иллюзий, дома, работы, семьи... А обреченное общежитие? Да кто его знает... Для полноты абсурдной картины, оно, быть может, простоит еще годы.
 
Что же касается возможного посыла фильма («Мы живем и умираем как свиньи, потому что друг другу никто»), то лучше уж восхищаться его неумолимым нигилизмом, чем принимать трагическую ясность происходящего.
Подробнее читайте на https://oilru.com/news/445069/

Минфин: Иран составит бюджет, исходя из цены на нефть $40 за баррельС Одесского НПЗ вывезли весь дизель, скоро возьмутся за бензин и мазут – юрист завода
Просмотров: 910

    распечатать
    добавить в «Избранное»

Код для вставки в блог или на сайт

Ссылки по теме

Большие трещины в русском доме

«Нефть России», 15.01.15, Москва, 21:45   Диму Никитина (Артем Быстров) вызывают для починки трубы в обветшалом общежитии. На месте он узнает, что покрытое трещинами сверху донизу здание готово вот-вот развалиться на части. Если бы он спокойно вернулся к жене и ребенку, то продолжил бы и дальше жить своей жизнью. Однако этот чистосердечный гуманист убежден, что ему нужно поставить в известность городские власти. В рядах номенклатуры начинается паника, - пишет швейцарское издание Le Temps.
 
В тот момент все начальство собирается на 50-летие мэра Нины Галагановой (Наталья Суркова). Залившиеся водкой чиновники оказываются один коррумпированнее другого. Руководство полиции, пожарной службы, больниц и строек жирует. Вместо капитального ремонта они замазали все толстым слоем краски и прикарманили оставшиеся деньги. Очень скоро волки вцепляются друг другу в глотки, а жизнь стремящегося помочь сантехника не стоит и ломаного гроша...
 
Прежде всего, «дурак» означает «идиот», которым в духе Достоевсковского, безусловно, является Дима Никитин, против воли ставший героем в этой причудливой и мрачной картине. Кроме того, точно так же называется и карточная игра, главная цель которой — как можно быстрее избавиться от своих карт: Нина Галаганова, ее муж и их прихлебатели перекладывают вину друг на друга.
 
Печальное зрелище
 
«Дурак» стал третьей полнометражной работой Юрия Быкова (после картин «Жить» и «Майор»). Он также написал сценарий и музыку к фильму. Картину высоко оценили на кинофестивале в Локарно, где Артем Быстров получил «серебряного леопарда» за лучшую роль. «Дурак» рисует масштабную картину российской бюрократии и оказывается не менее мрачным, чем изображенное Андреем Звягинцевым в «Левиафане».
Кадр из фильма «Дурак»
 
У «Дурака», безусловно, есть глубокая метафорическая сторона. Однако воспитанный на социальном кино СССР и США 1970-х годов молодой режиссер ставит повествование выше формального поиска, хочет добиться от зрителя понимания и искренних чувств, предпочитает показывать развитие конфликта интересов, а не просто осуждать социальный раскол.
 
Он раскрывает невероятно человечных в своей низости и хрупкости персонажей. Взять хотя бы ту же Галаганову, вышедшую из того самого народа, который она сейчас бессовестно грабит. Эта полная и ярко одетая царица получает по физиономии от своего мужа, еще большего негодяя, чем она сама. Пока все хорошо, из нее тянут соки, но как только возникают проблемы, на нее вешают всю вину.
 
Пролетариат выглядит едва ли привлекательней элиты: в шатающемся здании живет сборище пьяного быдла и злых детей, которые нюхают клей.
 
Неумолимый нигилизм
 
«В моем фильме представлена русская жизнь, — объясняет Юрий Быков. — Не прошлое, а человеческие отношения в том виде, в каком они существуют веками». Как бы то ни было, режиссер не согласен с тем, что его фильм пессимистичен. Ведь простой сантехник делает все, чтобы добиться своего, и «это самое главное».
 
Сантехник Никитин лишается всего - иллюзий, дома, работы, семьи... А обреченное общежитие? Да кто его знает... Для полноты абсурдной картины, оно, быть может, простоит еще годы.
 
Что же касается возможного посыла фильма («Мы живем и умираем как свиньи, потому что друг другу никто»), то лучше уж восхищаться его неумолимым нигилизмом, чем принимать трагическую ясность происходящего.

 



© 1998 — 2022, «Нефтяное обозрение (oilru.com)».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № 77-6928
Зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникаций 23 апреля 2003 г.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-33815
Перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 24 октября 2008 г.
При цитировании или ином использовании любых материалов ссылка на портал «Нефть России» (https://oilru.com/) обязательна.