Стахановец символизма: В Третьяковке представлены 230 работ Павла Кузнецова

Культура
«Нефть России», 08.09.15, Москва, 14:00    Государственная Третьяковская галерея открывает новый выставочный сезон ретроспективой художника Павла Кузнецова (1878-1968). Более 200 произведений живописца, ученика Константина Коровина и Валентина Серова, организатора выставок «Алая роза» и «Голубая роза» представлены в рамках проекта «Сны наяву» в Инженерном корпусе галереи.
 
Последняя масштабная персональная выставка Кузнецова в Москве состоялась в 1978 году, а в самой Третьяковке и вовсе в 1929-м — и был посвящен живописным крымским и кавказским работам мастера. В этот раз создатели обращают внимание в целом на творческое развитие и эволюцию стиля художника, а также на его графические произведения.
 
Павел Кузнецов родился в Саратове, что наложило заметный отпечаток на его творчество. В автобиографии художник вспоминал, что детство проводил в цветущих фруктовых садах на берегу Волги, и весной, когда природа обновлялась, а деревья покрывались бело-розовыми благоухающими цветами, его душу переполняли восторг и радость, ему хотелось передать это состояние людям.
 
«Вот почему в моем творчестве во все его периоды большую роль играло цветение как неизменная и вечная красота природы, как праздник, дающий человечеству жизненный импульс. Тонкие переливы цветочных тонов, их чистота и сверкание определили мою живописную палитру как тональную. Таинственные дали волжских берегов влекли меня далеко в степи, где жил своеобразный народ», — отмечал Кузнецов.
 
Степь вообще играла большую роль в творческой биографии художника — стоит сказать, что ориентализму посвящена отдельная часть экспозиции, которая, в свою очередь, делится на две группы. Первую составляют монументальные полотна, фактура которых напоминает фрески — пастельными тонами, крупными четко очерченными фигурами, на них четкие линии ограничивают цветовые плоскости картин. Это «Вечер в степи», «В степи за работой. Стрижка овец», «Мираж в степи», написанные в 1912 году. Причем последняя работа, ввиду того что Кузнецов находился в творческих поисках, претерпела существенные изменения: для Венецианской биеннале 1924 года она была намеренно вытянута по вертикали.
 
В других произведениях грубозернистая поверхность покрыта мелкими подвижными мазками, за счет чего люди в пестрых халатах, овцы и верблюды приобретают причудливые очертания. Кузнецов много экспериментировал, пытаясь приблизить технику станковой живописи к фресковой, работал маслом, темперой на холсте, смешивал краски, создавая реалистичные изображения переливчатого света на полотнах, визуальной протяженности и бесконечности работ. Среди картин этой серии — «Весна в степи», «Вечер в степи», датирующиеся 1909-1912 годами, и другие.
 
Классические мотивы представлены в «степной» серии полотном «Спящая в кошаре» (1911). Художник решил по-своему трактовать канонический сюжет — в его киргизской Венере нет никакого эротизма, она одета с ног до головы и спит на фоне сияющего золотого ковра.
 
Еще до «миражных» степей Кузнецов прошел увлечение символизмом — его знаковые, подернутые дымкой «Фонтаны», умиротворенные «Утра» и меланхоличные «Рождения» стали главными мотивами того периода. Основными источниками создания кузнецовского стиля стали работы другого символиста — Виктора Борисова-Муратова (художников связывала многолетняя дружба) и эстетика гобелена. Кузнецов рисовал отдельными рваными штрихами, придавая предметам невесомость и глубину.
 
Манера рисунка этого периода имитировала вышивку, автор выстилал акварель стежками, создавая работу-гобелен — именно то, с чего начинал Борисов-Мусатов. Благодаря этому приему, глядя на работы Кузнецова, возникает ощущение сквозного пространства, наполненного полутонами и воздухом. Символично, что в то же время аналогичный прием использовал Мейерхольд в своем театре — в одной из постановок он закрывал сцену кисеей, и фигуры актеров преображались в свете софитов.
 
После революции и Гражданской войны Кузнецов одним из первых представил свои произведения за границей — в Париже, в 1923 году. А в 1937-м там же на международной выставке получил серебряную медаль за панно «Жизнь колхоза». За свою жизнь он много путешествовал, черпал вдохновение в поездках по Армении, визитах в Бухару, Киргизию.
 
В разделе с картинами советского времени представлены портреты, подмосковные и прибалтийские пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Здесь и тема коллективизации, и стройки, и поля, с которых собирают урожай колхозники, — все это стало для Кузнецова своим собственным полем для творчества, где можно было с помощью ярких красок играть со светом, по-новому интерпретировать бытовые сюжеты.
 
Особенностью выставки стало соседство во всех залах живописных работ с графическими листами. Это акварели и орнаментальная графика в разделе с символистской живописью или рисунки, сделанные в поездках по киргизским степям в Ориентальном зале. Отдельным блоком представлены листы из альбома литографий «Туркестан».
 
Выставка, участниками которой стали Русский музей, Саратовский художественный музей, частные коллекции, будет открыта до 13 декабря.
 
Анна Нехаева
Подробнее читайте на https://oilru.com/news/477427/

Небратья по вере: Почему сунниты и шииты не могут жить дружноБританский художник изобразил молодую Елизавету II в жанре ню
Просмотров: 579

    распечатать
    добавить в «Избранное»

Код для вставки в блог или на сайт

Ссылки по теме

Стахановец символизма: В Третьяковке представлены 230 работ Павла Кузнецова

«Нефть России», 08.09.15, Москва, 14:00   Государственная Третьяковская галерея открывает новый выставочный сезон ретроспективой художника Павла Кузнецова (1878-1968). Более 200 произведений живописца, ученика Константина Коровина и Валентина Серова, организатора выставок «Алая роза» и «Голубая роза» представлены в рамках проекта «Сны наяву» в Инженерном корпусе галереи.
 
Последняя масштабная персональная выставка Кузнецова в Москве состоялась в 1978 году, а в самой Третьяковке и вовсе в 1929-м — и был посвящен живописным крымским и кавказским работам мастера. В этот раз создатели обращают внимание в целом на творческое развитие и эволюцию стиля художника, а также на его графические произведения.
 
Павел Кузнецов родился в Саратове, что наложило заметный отпечаток на его творчество. В автобиографии художник вспоминал, что детство проводил в цветущих фруктовых садах на берегу Волги, и весной, когда природа обновлялась, а деревья покрывались бело-розовыми благоухающими цветами, его душу переполняли восторг и радость, ему хотелось передать это состояние людям.
 
«Вот почему в моем творчестве во все его периоды большую роль играло цветение как неизменная и вечная красота природы, как праздник, дающий человечеству жизненный импульс. Тонкие переливы цветочных тонов, их чистота и сверкание определили мою живописную палитру как тональную. Таинственные дали волжских берегов влекли меня далеко в степи, где жил своеобразный народ», — отмечал Кузнецов.
 
Степь вообще играла большую роль в творческой биографии художника — стоит сказать, что ориентализму посвящена отдельная часть экспозиции, которая, в свою очередь, делится на две группы. Первую составляют монументальные полотна, фактура которых напоминает фрески — пастельными тонами, крупными четко очерченными фигурами, на них четкие линии ограничивают цветовые плоскости картин. Это «Вечер в степи», «В степи за работой. Стрижка овец», «Мираж в степи», написанные в 1912 году. Причем последняя работа, ввиду того что Кузнецов находился в творческих поисках, претерпела существенные изменения: для Венецианской биеннале 1924 года она была намеренно вытянута по вертикали.
 
В других произведениях грубозернистая поверхность покрыта мелкими подвижными мазками, за счет чего люди в пестрых халатах, овцы и верблюды приобретают причудливые очертания. Кузнецов много экспериментировал, пытаясь приблизить технику станковой живописи к фресковой, работал маслом, темперой на холсте, смешивал краски, создавая реалистичные изображения переливчатого света на полотнах, визуальной протяженности и бесконечности работ. Среди картин этой серии — «Весна в степи», «Вечер в степи», датирующиеся 1909-1912 годами, и другие.
 
Классические мотивы представлены в «степной» серии полотном «Спящая в кошаре» (1911). Художник решил по-своему трактовать канонический сюжет — в его киргизской Венере нет никакого эротизма, она одета с ног до головы и спит на фоне сияющего золотого ковра.
 
Еще до «миражных» степей Кузнецов прошел увлечение символизмом — его знаковые, подернутые дымкой «Фонтаны», умиротворенные «Утра» и меланхоличные «Рождения» стали главными мотивами того периода. Основными источниками создания кузнецовского стиля стали работы другого символиста — Виктора Борисова-Муратова (художников связывала многолетняя дружба) и эстетика гобелена. Кузнецов рисовал отдельными рваными штрихами, придавая предметам невесомость и глубину.
 
Манера рисунка этого периода имитировала вышивку, автор выстилал акварель стежками, создавая работу-гобелен — именно то, с чего начинал Борисов-Мусатов. Благодаря этому приему, глядя на работы Кузнецова, возникает ощущение сквозного пространства, наполненного полутонами и воздухом. Символично, что в то же время аналогичный прием использовал Мейерхольд в своем театре — в одной из постановок он закрывал сцену кисеей, и фигуры актеров преображались в свете софитов.
 
После революции и Гражданской войны Кузнецов одним из первых представил свои произведения за границей — в Париже, в 1923 году. А в 1937-м там же на международной выставке получил серебряную медаль за панно «Жизнь колхоза». За свою жизнь он много путешествовал, черпал вдохновение в поездках по Армении, визитах в Бухару, Киргизию.
 
В разделе с картинами советского времени представлены портреты, подмосковные и прибалтийские пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Здесь и тема коллективизации, и стройки, и поля, с которых собирают урожай колхозники, — все это стало для Кузнецова своим собственным полем для творчества, где можно было с помощью ярких красок играть со светом, по-новому интерпретировать бытовые сюжеты.
 
Особенностью выставки стало соседство во всех залах живописных работ с графическими листами. Это акварели и орнаментальная графика в разделе с символистской живописью или рисунки, сделанные в поездках по киргизским степям в Ориентальном зале. Отдельным блоком представлены листы из альбома литографий «Туркестан».
 
Выставка, участниками которой стали Русский музей, Саратовский художественный музей, частные коллекции, будет открыта до 13 декабря.
 
Анна Нехаева

 



© 1998 — 2022, «Нефтяное обозрение (oilru.com)».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № 77-6928
Зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникаций 23 апреля 2003 г.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-33815
Перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 24 октября 2008 г.
При цитировании или ином использовании любых материалов ссылка на портал «Нефть России» (https://oilru.com/) обязательна.