В апреле и мае этого года Банк России в ограниченных объемах продавал облигации федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля на биржевом рынке, сообщила пресс-служба ЦБ. Эти операции Центробанк использовал для регулирования ликвидности банковского сектора.
В банковском секторе избыток ликвидности, говорит главный экономист ФГ «БКС» Владимир Тихомиров. Это видно по ставкам межбанковского рынка, которые опустились ниже ключевой ставки. Перед банками стоит проблема, как размещать избыточную ликвидность, потому что спрос заемщиков на кредиты остается вялым, говорит он. «ЦБ, продавая ОФЗ на рынке, с одной стороны, предоставляет инструмент для размещения средств банкам, а с другой стороны, не допускает переток свободной ликвидности на валютный рынок для спекуляций на курс рубля и доллара», — поясняет экономист.
Обычно ЦБ регулирует ликвидность банковского сектора через ставки РЕПО и кредиты под нерыночные активы, а также депозитные аукционы, говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. Продажа ОФЗ — это дополнительная опция, добавляет он.
Ситуация, когда в банковской системе профицит ликвидности, беспокоит Банк России, говорит Кузьмин. «При профиците ставки на рынке снижаются ниже ключевой, а значит вне зависимости от желания ЦБ денежно-кредитная политика начинает смягчаться, что может стать угрозой для цели по инфляции», — поясняет он.
По оценкам Минфина и Банка России, банковский сектор может перейти из состояния структурного дефицита ликвидности в ситуацию профицита во втором полугодии. Однако глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, который ранее курировал денежно-кредитную политику ЦБ, считает, что профицит ликвидности наблюдается уже с февраля.
«Структурный профицит снижает одни риски, но создает новые. Банки снижают объемы рефинансирования в ЦБ, вместе с этим уходит на второй план проблема нехватки финансового обеспечения. Однако улучшение ситуации с ликвидностью может спровоцировать чрезмерный интерес банков к рискованному кредитованию и покупке рисковых активов. За этим Банк России будет следить», — сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на съезде Ассоциации российских банков в апреле (цитата по «Ведомостям»).
Кроме того, переход банковского сектора от структурного дефицита ликвидности к профициту может оказать негативное влияние на курс рубля, говорил ранее директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов.
Операции с ценными бумагами на открытом рынке являются одним из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков в мировой практике, отмечается в ответе пресс-службы ЦБ. Однако в России такой инструмент не использовался в последние годы, говорят экономисты, опрошенные РБК. «Такой проблемы, как избыток ликвидности, раньше не было. До кризиса 2008 года экономика росла, после был огромный спрос на валюту и ЦБ активно тратил резервы, а необходимости использовать инструменты стерилизации ликвидности не было», — говорит Тихомиров. Сейчас ситуация изменилась, добавляет он: «Раньше во многом ликвидность регулировалась через курс рубля. Сейчас ЦБ не выходит на валютный рынок и участники рынка не спекулируют».
Продажа активов на открытом рынке — это понятный и действенный инструмент, говорит Тихомиров. Однако он способен лишь стабилизировать ситуацию на приемлемом уровне, а не исправить ее. «Причина избыточной ликвидности кроется в состоянии экономики. Спрос остается низким: население и компании стараются не наращивать долговую нагрузку, что сказывается на финансовом секторе», — поясняет эксперт. Изменить ситуацию может дальнейшее снижение ставок по кредитам, что будет стимулировать спрос.
Екатерина МетелицаПодробнее читайте на https://oilru.com/news/514966/