Главари ИГ в последних заявлениях все чаще признают, что терпят поражение на поле боя, и оговариваются, что захваченные ими города вскоре могут быть отбиты, пишет Washington Post (WP). Газета получила комментарий и от представителя ИГ, который заявил: «Нашу ключевую инфраструктуру в Ираке и Сирии атакуют, но нам удалось расшириться. Часть командной сети, медиаресурсов и финансовых запасов мы перевели в другие страны». В июне джихадисты закрыли интернет-кафе и приказали уничтожить телевизоры и спутниковые антенны в одной из захваченных деревень, что может говорить о постепенном сворачивании активности.
С начала 2016 года ИГ потеряло 12% территории. Вскоре халифат может полностью утратить последние завоеванные земли. Под угрозой оказались две неофициальные столицы ИГ – Мосул в Ираке и Ракка в Сирии. Мосул с населением в 1,5 млн человек является крупнейшим городом, захваченным террористами за время войны, с него и началось строительство халифата. Но сдаваться боевики не намерены: недавние теракты в Стамбуле и Багдаде стали ответом на поражение на фронтах. Подобные нападения продолжатся и даже усилятся, уверены эксперты. Исламистское квазигосударство превращается в диффузную сеть с филиалами и ячейками по меньшей мере на трех континентах, отмечает издание.
Европейские чиновники в разведслужбах подтвердили опасение и добавили, что новая фаза террористической активности уже идет полным ходом.
Однако эксперты призывают не хоронить халифат раньше времени. «Я сомневаюсь, что закат ИГ произойдет быстро. Нужно быть реалистом: поток молодежи в халифат не иссякает, и даже если будут военные успехи, нам все равно придется какое-то время сосуществовать с ИГ, – заявил «НГ» директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов. – Победа на фронте не позволит вырвать эту заразу с корнем, ведь слишком много безработных, обездоленных молодых мусульман, которые видят в ИГ последнюю надежду и готовы сражаться под его знаменем. То, что джихадисты готовят запасные «квартиры» в Ливии, Афганистане, африканских странах, не секрет, как не секрет и сила организации, совершившей чудовищные теракты против единоверцев в Турции и Ираке во время священного месяца Рамадан».
Статья WP вышла в тот же день, когда министр обороны Ирака Халид аль-Обейди объявил о «затягивании петли» вокруг неофициальной столицы халифата – города Мосула. Правительственные войска заняли южные подступы к городу, взяли приступом авиабазу, которая станет ключевой точкой в наступлении. В понедельник министр обороны США Эштон Картер объявил о переброске еще 560 солдат, которые окажут логистическую поддержку местным войскам. Ранее премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади пообещал вернуть Мосул к концу года. Активность властей стала ответом на атаку в Багдаде 3 июля, унесшую жизни около 300 человек, отмечает Reuters.
Но если в Ираке кампания сдвинулась с мертвой точки, то в Сирии борьба с ИГ по-прежнему стопорится из-за непрекращающихся столкновений между правительственными войсками и повстанцами, требующими отставки Башара Асада. В Алеппо жители готовятся к длительной осаде. Ранее верные Асаду солдаты отрезали половину города от коммуникаций и поставок продовольствия, в блокаде оказались несколько сотен тысяч человек. Возможное падение Алеппо станет переломным моментом гражданской войны: это не только крупнейший город Сирии, но и один из символов борьбы с режимом Асада.
Постпред США в ООН Саманта Пауэр заявила, что окружение Алеппо будет иметь «потенциально разрушительные последствия», и Москва, как один из инициаторов прекращения боевых действий в стране, должна оказать давление на Дамаск и вынудить власти остановить осаду.
Сирийский вопрос станет одним из главных в ходе московских переговоров Джона Керри с президентом РФ Владимиром Путиным и главой МИДа Сергеем Лавровым. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Керри и Путин встретятся «глубоко во второй половине дня» в четверг.
По данным New York Times, госсекретарь сделает «последнее предложение» по Сирии от действующей администрации. WP утверждает, что Керри, возможно, посоветует создать совместную группу для обмена оперативной и разведывательной информацией, чтобы отслеживать действия террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). Также Керри постарается убедить Москву синхронизировать авиаудары США и России по террористам ИГ. Это позволит избежать конфликтов при проведении военных операций. Госсекретарь намерен добиться не только прекращения боевых действий в Сирии, но и начала политического решения вопроса о власти, добавляет NYT.
Ранее в Госдепе отрицали возможность координации и совместных операций РФ и США в Сирии. Но, судя по последним событиям, позиция Керри изменилась. В администрации президента США «встревожены» последними заявлениями дипломата, пишет Washington Post. Выступая в американском Аспене в конце июня, Керри причислил к террористическим группировки «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам».
Стоит отметить, что в Вашингтоне долгое время пытались убедить Москву не считать эти организации экстремистскими, при том что в конце апреля Россия добивалась включения движений в список террористов на уровне Совбеза ООН, однако инициативу заблокировали Великобритания, США, Франция и Украина.
«Есть и несколько подгрупп ИГ и «Джебхат ан-Нусры», в частности, «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам», которые не соблюдают условий перемирия и по-прежнему воюют», – объявил Керри. Его слова расходятся с официальной позицией Белого дома. Хотя высказывания госсекретаря и прошли не замеченными в мировых СМИ, в Белом доме на них обратили серьезное внимание. Комментируя заявления, анонимный чиновник написал: «Сбит с толку. Качаю головой». Другой добавил: «Многие месяцы мы пытаемся убедить Россию и сирийский режим не приравнивать эти группировки к террористам. Керри своими словами «сдает» этот пункт». При этом официальный представитель Госдепа Джон Кирби подчеркнул, что в позиции США нет «совершенно никаких изменений».
В свою очередь, Попов напомнил, что Россия уже полгода призывает США к совместным операциям, однако Белый дом не желает сотрудничать. Но сейчас в самих Штатах сложилась «слишком напряженная ситуация»: страна столкнулась с кризисом руководства и туманными перспективами, чем и объясняется «постоянное колебание в действиях Запада». Остается дождаться официальных итогов переговоров в Москве.
Евгений МедведевПодробнее читайте на https://oilru.com/news/524286/